Если родители придают школьным оценкам слишком большое значение, ребенок может превратиться в перфекциониста, который стремится идеально выполнить домашнее задание, получить за контрольную высший балл и ужасно боится совершить ошибку. Мама и папа будут радоваться и поощрять подобную старательность, однако за ней скрывается настоящая проблема.
Дело в том, что ребенка на самом деле не интересуют школьные предметы, он не проявляет любознательность, не получает удовольствия от процесса изучения нового материала. Ему важен только результат, то есть оценки, подтверждающие, что он справился. Разумеется, в этом нет ничего хорошего. Во взрослой жизни всем приходится ставить перед собой серьезные цели, которые не удается быстро достигнуть. Если единственное, чего человек хочет, это поскорее оказаться в намеченной точке, ему определенно не хватит мотивации для преодоления трудностей.
Другой негативный аспект перфекционизма заключается в том, что школьник начинает относиться ко всем важным для него делам так же, как к учебе. Он должен стать лучшим в спортивной секции, музыкальной школе, кружке по рисованию. Ребенок прикладывает усилия, беспокоится за результат, расстраивается, если что-то не получается, сравнивает себя с другими детьми. Жизнь превращается в соревнование с победителями и проигравшими. Юный перфекционист боится оказаться среди последних.
Если школьник, несмотря на все свои усилия, не дотягивает до той высокой планки, которую он сам установил, то начинает считать себя неудачником, не достойным любви. Ему кажется, что родители в нем разочаровались, а учителя перестали ценить. Чувство вины и недовольство собой становятся его постоянными спутниками. При таком подходе к учебе и к жизни в целом невозможно сформировать адекватную самооценку. Она будет низкой. Велика вероятность того, что из загруженного и переживающего по любому поводу ребенка вырастет несчастный взрослый, который думает, что он недостаточно хороший/способный/сообразительный и т. д.
Прежде всего, маме и папе надо понять, что хорошие оценки не гарантируют успеха в будущем. Когда они начнут проще относиться к «тройкам» и «четверкам», школьник почувствует, что его любят независимо от того, каких успехов ему удалось добиться. Напряжение, которое он постоянно испытывает, станет не таким сильным.
Чтобы обучение было успешным, эффективным и не травмирующим детскую психику, родителям нужно придерживаться двух правил.
Во-первых, они всегда должны делать акцент на стараниях ребенка, а не на оценках. Если сын, готовясь к олимпиаде по физике, решил много задач, разобрался в сложном материале, то он молодец, несмотря на то, что не занял призовое место. Любящие родители дадут понять ребенку, что ценят его усилия и гордятся им. Тогда у них получится вырастить человека, который будет уверенно идти по жизни.
Во-вторых, мама и папа должны донести до своего перфекциониста следующую мысль: «Ошибки – это естественная часть процесса обучения, получения какого-либо опыта». Желательно рассказать ребенку личную историю, демонстрирующую, что неверное решение не привело к страшным последствиям. Промахи бывают у всех. Главное – сделать выводы и в будущем постараться не совершать подобных ошибок.
Еще одна рекомендация: родителям нужно помнить о том, что ребенок нуждается в поддержке. Тех, кто готов его критиковать, вполне достаточно за пределами семьи. Все дети хотят, чтобы мама и папа были на их стороне даже тогда, когда они ошиблись, поступили неправильно. Вовремя произнесенные слова поддержки и одобрения гораздо важнее, чем отличные оценки. Именно они являются настоящим вкладом и в счастливое будущее ребенка, и в его теплые и полные взаимопонимания, доверия и любви отношения с родителями.