Каждый родитель в вопросах воспитания балансирует на острой грани – можно ли ребенку что-то запрещать и, если да, то как это правильно делать?
С одной стороны, все хотят вырастить из ребенка самодостаточную сильную личность, а частые запреты ей не дадут развиться. Если на любую инициативу слышать «нет» и «нельзя», то к школе любознательность будет на нуле. С другой стороны, кроха 3-7 лет активно познает мир, в том числе через собственный опыт, и без запретов просто не обойтись, ведь ребенок должен вырасти целым и невредимым!
Как быть родителям в такой непростой ситуации? Как вариант, разграничить запреты!
Педагоги и дошкольные психологи, которые, кстати, все согласны, что запреты в жизни ребенка должны быть, предлагают родителям продумать тему запретов заранее, чтобы в нужный момент выдать адекватную и правильную реакцию. Попасть в яблочко с первого раза!
Безусловно, на какие-то вещи должно быть наложено строгое и беспрекословное «нет», табу. Например, не совать пальчик в розетку, не трогать нож и посуду на плите, не выходить одному на балкон или не бегать через дорогу. Ребенок должен сразу понять, что это нельзя делать ни при каких условиях и без объяснения причин. Так надо и точка.
Кстати! Если родители не приемлют строгих запретов, то они должны максимально обезопасить жизнь ребенка – поставить заглушки на розетки, убирать ножи, закрывать балкон!
Подобные запреты - это не давление на личность и не посягательство на свободу, речь про правила и основы безопасности жизни.
В некоторых вопросах можно выразить запрет не в ультимативной форме, а более обтекаемо, гладко. Пояснить дошкольнику, почему не стоит ходить босиком по полу, долго смотреть мультики или недоедать обед.
Здесь нет единого перечня запретов, потому что каждая семья устанавливает свои правила и критерии в зависимости от воспитания, условий проживания и быта, особенностей развития ребенка.
Формулировки мягкого и деликатного запрета подразумевают последующее объяснение, почему так не стоит делать, выслушивание аргументов и поиск компромисса.
Психологи предупреждают, что все проявления характера, темперамента и личного «Я» ребенка ни в коем случае не должны быть под запретом. Это чревато подавлением личности, причинением морально-психологических травм, нарушением психоэмоционального развития ребенка.
- выражать свои эмоции, мысли, какими бы они ни были – все это должно быть в жизни ребенка тоже;
- заниматься творчеством, иметь хобби или любимое занятие – это и про личное пространство, и про развитие внутреннего мира;
- участвовать в жизни семьи, выражать мнение по поводу тех или иных событий – ребенок не может быть изолирован от социума, его мнение нужно спрашивать и пояснять, почему оно учитывается или нет;
- совершать ошибки, поступать неправильно – это неотъемлемая часть становления личности.
Запреты так или иначе должны быть в жизни ребенка, особенно, с трех до семи лет в период становления его как личности. Они помогают формировать правильные моральные устои и ориентиры, различать «хорошо» и «плохо». Другой вопрос, что запреты должны быть взвешенными, дозированными и логичными.