Детская истерика – одна из самых неприятных вещей и для родителей, и для самого ребенка. Она сложно прогнозируется, практически не купируется в начале, имеет громкое продолжение и всегда чревата последствиями.
В разговоре про детские истерики можно выделить физиологические и психологические причины возникновения. Поэтому различаются и реакция взрослого, и способы успокоить.
Нервная система детского организма формируется вплоть до пубертатного возраста, развивается, созревает, поэтому случаются сбои. Отсюда и немотивированные истерики – это просто отладка организма.
У НС есть две реакции – торможения и возбуждения, и здесь большое значение имеет возраст ребенка.
Ребенок до трех лет не умеет управлять собой. Поэтому родители должны задавать внешние контуры поведения и влиять на психику. Например, при легкой истерике учить малыша контролировать себя – перестать плакать, сердиться. И обращать внимание, что малыш сам прекратил плакать, при следующей истерике напоминать об этом и просить успокоиться «помнишь, как в тот раз».
4-5-6 лет – это более осознанный возраст. Ребенок еще не может контролировать себя полностью, но хоть понимает, что с ним происходит. У родителей больше инструментов управлять истерикой.
Советская педагогика в разделе детских истерик уделяла большое внимание правильному питанию с достаточным комплексом витаминов, режиму и распорядку дня, полноценному сну, прогулкам на свежем воздухе. И сейчас нет причин не доверять ученым.
Если ребенок еще не рефлексирует, т.е. ему три года и меньше, то виною всему несформированная нервная система. Малыш подвержен какой-то эмоции (желание, стремление, страх, радость, обида) и не в силах от нее оторваться. Выход – не допускать сильных эмоций и вовремя переключать внимание.
Если ребенок постарше, то поможет анализ ситуации, что именно хотел он сказать истерикой. Вспомнить, что есть причина и повод.
- подверженность частым истерикам (вечная полоса истерик в определенном возрасте) – ребенок чувствует себя обделенным, ему что-то в семье недодают (внимания, любви, ласки);
- манипуляция – нехватка внимания;
- категоричность – малыш взял на вооружение модель поведения взрослых («я сказал нет и все!»).
Родителям предстоит поменять линию поведения в семье, показать, что ребенок любимый и долгожданный ребенок в семье.
Важно исключить стрессы, например, ребенок боится собаку, темноты, шума.
Бывает, что ребенок склонен к истерикам, они частые и по самым простым поводам. Тогда есть смысл обратиться к неврологам, они помогут справиться с несовершенством НС доступными средствами, например, успокаивающим сиропом.
Родителям стоит уяснить - истерику в одночасье не прекратить. И, вообще, к «лечению» истерики нужно идти долго и скрупулезно, искать причины в себе, в семье, менять домашнюю атмосферу и отношение к ребенку. Но это долговременные планы.
- обязательно реагировать, нельзя игнорировать «концерт», потому что это выражение чувств и эмоций ребенка;
- быть спокойным, ласковым, открытым для ребенка – ему очень важна поддержка;
- постараться успокоить, отвлечь чем-то ярким или заведомо любимым;
- уступить в мелочах, пойти на компромисс;
- попытаться выйти на диалог – сказать «давай ты мне сейчас скажешь, что ты хочешь, потому что я ничего не поняла» и ждать ответов.
Ребенок начинает говорить, у него успокаивается дыхание, он отвлекается и успокаивается. Мама потом должна обязательно зафиксировать этот момент – «вот ты успокоился и теперь я все поняла» и согласиться с требованием малыша или продвинуть свой компромисс.
Один из главных моментов в детской истерики – предотвращение, важно постараться не доводить до исступления. Здесь мама должна следить за поведением ребенка, уметь слышать его, понимать детские желания, успеть вовремя уступить в мелочах, чтобы избежать крика.
В целом, родители должны обязательно расшифровывать каждую причину истерики, понимать, почему так произошло. Только так можно не допустить истерик в будущем и научиться справляться с текущими.