Дошкольный возраст – это один из важнейших периодов развития ребенка. На этом этапе малыш начинает активно взаимодействовать с окружающим миром, контактировать со сверстниками, становится более самостоятельным. Его сфера интересов значительно расширяется и наступает момент, когда уже недостаточно семейного домашнего воспитания.
- Способствует социализации ребенка. Малыш учится взаимодействовать в социуме, осваивает разные модели общения, с которыми он не сталкивался в домашней среде, а также усваивает необходимые правила поведения в коллективе;
- Дисциплинирует и организовывает. В садике ребенок быстро привыкает к четкому распорядку дня, что способствует правильному психическому развитию;
- Развивает самостоятельность и ответственность;
- Поддерживает необходимую для возраста физическую активность;
- Обеспечивает интеллектуальное развитие. В детском саду проводятся развивающие занятия по специальным программам для детей разного возраста.
На начальном этапе посещения детского сада почти у всех детей возникают трудности с адаптацией. Ребенку достаточно сложно привыкнуть к новой незнакомой среде, отсутствию близких родственников рядом, новому распорядку дня, пребыванию в коллективе детей и соблюдению новых правил поведения. К тому же, много новых впечатлений перегружают детскую нервную систему. Нередко приспособление к условиям детского сада вызывает стресс у малышей. В результате у ребенка меняется поведение: он становится плаксивый, тревожный, чересчур возбудимый, а иногда наоборот слишком вялый. Адаптационный период в большинстве случаев длится 2-4 недели, но в некоторых случаях он может продолжаться несколько месяцев или даже лет.
Родители часто сталкиваются с детскими истериками и капризами в процессе адаптации к детскому саду и, конечно же, пытаются всеми силами помочь своим чадам пережить этот период максимально безболезненно.
- Наказывают детей за капризы;
- Чрезмерно опекают;
- Подкупают ребенка, дают награду за посещение детского сада;
- Оставляют малыша в садике сразу на полный день.
Психологи советуют родителям плавно погружать ребенка в новую обстановку, и первые дни оставлять его на 2-3 часа в день постепенно увеличивая время. Рекомендуется давать в сад малышу его любимую игрушку («частичку» дома), благодаря которой он будет чувствовать себя более уверенно в непривычной среде. Пусть ребенка отводит в сад человек, к которому малыш менее привязан. Важно, чтобы взрослые были уверенными и положительно настроенными, ведь детям прекрасно передается внутреннее состояние родителей. Необходимо разговаривать с ребенком, спрашивать о том, как прошел день, поддерживать его, хвалить за успехи.
Посещение детского сада является очень важной ступенью развития каждого ребенка. Однако, не следует забывать, что детский сад и адаптация - это неразрывные понятия. Все дети в той или иной степени сталкиваются с негативными проявлениями адаптационного периода. В любом случае, данный процесс оказывает положительное влияние на психику ребенка и стимулирует его дальнейшее развитие.