«Мам, смотри какой хорошенький котенок, давай возьмем его домой», - нередко просят дети, увидев милый и пушистый комочек. И малыш, не осознавая, внимательно ждет ответ, что это будет: отговорка, игнорирование, запугивание ответственностью, объективный разговор, компромисс, обещание, выполнение пожелания.
Для малыша критично важно, что ответят родители, и, можно быть уверенным, ответ повлияет на становление ребенка как личности. Дело не в животном, будет оно или нет, а в том, как родители относятся к малышу и в дальнейшей проекции будущих родителей на своих детей, бабушке и дедушек, остальных людей.
Психологи предупреждают - бесполезно убирать из поля зрения ребенка котят и щенят или нарочито расхваливать какую-либо породу, у детей внутренняя потребность в желании иметь домашнее животное формируется на психологическом уровне. Т.е. ребенок либо принимает всей душой и сердцем кошку и рано или поздно выпросит пушистого комочка, либо полностью равнодушен/не любит/не хочет домашних животных. В этом случае родители заводят питомца для себя.
Вывод! Если ребенок довольно долго и настойчиво просит завести домашнее животное, лучше уступить, для малыша это очень важно!
- формируются такие полезные и правильные чувства, как ответственность, доброта, любовь, сожаление, сопереживание, жалость;
- развивается интерес к животному миру, расширяется кругозор, малыш становится любознательным, открытым для восприятия новой информации;
- у ребенка появляется друг – живое существо, которое всегда выслушает, готово к игре, всегда радо встрече и рядом в трудную минуту.
В этом плане домашние животные особенно полезны замкнутым и неразговорчивым детям, которые трудно идут на контакт. Они точно знают, что собака или кошка – это их верный друг, который не предаст, не расскажет посторонним секреты, не обманет.
Нельзя не рассказать и про возможные психологические проблемы с домашними животными.
Ребенок может разочароваться в животном, не найти с ним общий язык, стоит отметить, что такое случается редко. К примеру, некоторые породы не любят детей и довольно агрессивные, или малыш хотел именно белую кошечку, а не черную собачку, или кошка оказалась не с тем характером. В таком случае нельзя винить ребенка, но идти на поводу и купить другую собаку тоже нельзя, и важно смотреть по конкретике исходной ситуации – кто просил, просил ли вообще, что именно просил и т.д.
Также ребенок может бояться собаку, но не говорить об этом родителям - боится пройти мимо, остаться с ней один на один, отобрать свою игрушку или согнать с дивана.
В таких случаях животное может нанести серьезную психологическую травму малышу. Родители должны отмечать все особенности поведения ребенка, и, при первых признаках проблем, обратиться к психологу.
Домашние питомцы – это не только радость и умиление, это еще серьезная тема про здоровье малыша, вопросы гигиены и санитарии. Здесь родители должны быть крайне внимательными, думая, в первую очередь, о ребенке.
- носители всевозможных паразитов, которые при контакте могут перейти в детский организм;
- возможная антисанитария, когда кот или собака спят в детской кроватке, «помогают» с обедом;
- возбудители аллергии на шерсть, пух, корм.
Поэтому родителям важно, во-первых, следить за собакой или кошкой – регулярно водить к ветеринару, во-вторых, внимательнее смотреть за малышом – нет ли приступов удушья или кашля, сыпи, ладит ли ребенок с животным.
Психологи уверены, что домашние животные – это хорошо для развития ребенка, становления его как личности, воспитания моральных качеств. Между тем, вся ответственность за содержания собаки или кошки целиком лежит на плечах взрослых.