К трем-четырем годам для ребенка книжка становится привычным предметом. Он знает, что яркая обложка и картинки несут много интересного, увлекательного и захватывающего, часто берет книгу в руки, внимательно рассматривает. Многие дети уже знают стихи наизусть или делают вид, что читают, воспроизводя текст по памяти.
Самое время, чтобы начать учить читать!
В данной ситуации не стоит ориентироваться на опыт других, у которых «дитя читает с пеленок». Ученые установили, что логические связи в мозгу, отвечающие за процесс овладевания чтением, возникают в возрасте 3-4 лет. В это время ребенок начинает понимать и осознавать, что делает. До этого работает механическая память, позволяющая малышу впитывать знания как губка.
Именно этим уникальным свойством детской памяти можно воспользоваться для подготовки к чтению. Это плавный и ненавязчивый процесс, который идет с младенчества!
- 6 месяцев – 1,5 года – разместить яркие изображения букв в кроватке, периодически их менять;
- 2-3 года – плакат с азбукой на видном месте, куда ребенок постоянно смотрит (дверь, в прихожей, на кухне, напротив горшка);
- 3 года – игрушки с буквами, интерактивные азбуки;
- 3-4 года – первые книжки, которые ребёнок мог бы читать (крупный шрифт, минимум текста).
Все этапы достаточно условны, все зависит от индивидуального развития. Практика показывает, что изображенные буквы ребенок запоминает наряду с картинками, он не видит в них именно буквы.
Когда ребенок созрел, по мнению мамы, выучил большинство букв – умеет их отличать друг от друга и произносить, можно приступать к чтению. Для этого нужно выбрать подходящий спокойный период в жизни семьи, когда нет раздражающих или отвлекающих факторов.
Чтение слов начинается с чтения слогов. Это одна из самых сложных ступеней овладения чтением. Многие дети испытывают огромные трудности при сложении гласного и согласного звуков. И здесь всплывает важный момент! Учили-то мы буквы, а читать надо звуки. Как объяснить, что при сложении М и А получается МА? Постепенно, проговаривая с плавной и четкой артикуляцией.
Вторая сложность – ребенок не умеет мыслить абстрактно, ему нужна конкретика, которая закрепит успех. Поэтому для чтения первых слогов взять такие сочетания как АХ, УХ, ОХ, АУ, ОЙ, АЙ. Это именно те слоги, которых легче всего складываются из звуков, и самое важное – тут же получаются слова. Прочитал первое слово - вот и первый успех.
Переходим к трехбуквенным словам – КОТ, ЖУК, НОС, РОТ и т.п. Постарайтесь пока избегать слов, где написание отличается от произношения, типа МЯЧ, СНЕГ, ЛЕД. Это может запутать ребенка и повлиять на его интерес.
Каждый день стараемся уделять минут 10-15 тренировке чтения в разных ситуациях – на прогулке (узнай букву), за обедом (детская вермишель-алфавит или печенье с буквами), в очереди (игра на листочке, один пишет, другой читает) и т.д. Закрепление навыка очень важно, на это может уйти и неделя, и месяц.
Постепенно усложняем. Можно предложить текст из книжки, которую ребенок знает наизусть и предложить ему «увидеть» по-настоящему эту сказку или стихотворение.
Освоив навык чтения, пора переходить к умению понимать прочитанное. Для первого чтения лучше брать очень короткие рассказы, стихотворения с законченным сюжетом. То есть ребенок за 5-10 минут узнает из книги какую-то историю, которую он может пересказать, поделиться впечатлением, посмеяться и т.п.
Родители должны иметь в виду, что чтение может не сразу захватить ребенка. Чаще всего так бывает! И малыш может научиться читать, но через некоторое время забыть буквы. Это нормально! Родители не должны давить, настаивать, упрекать, что малыш путает буквы. Хвалить за любое начинание!
Самое главное, не научить ребенка хорошо и быстро читать (этому он и в школе научится), а развить и сохранить интерес к книгам, показать, какой это многогранный и волшебный мир.