Свое мнение у ребенка – это не простое «хочу-не хочу», как ошибочно полагают многие взрослые, а крайне важный момент для психоэмоционального развития. И учить его формировать нужно как можно раньше, еще в дошкольном возрасте.
Мнение – это точка зрения человека на что-либо, субъективное суждение, основанное на логике, знаниях, эмоциях и многих других факторах.
Оно может быть ошибочным или верным, обоснованным логикой или эмоциональным, важно, чтобы оно было вообще, и ребенок умел его доносить.
- постоянно транслировать родительское мнение, чтобы ребенок с трех-четырех лет видел – у человека есть мнение и им надо пользоваться, чтобы быть услышанным;
- много общаться с ребенком, уметь его слушать, и не ждать, потому что мнение может быть выражено в любой форме, не обязательно словами «я считаю…»;
- вывести ребенка на доказательства – да, вот ты сказал, и я услышала, поняла твое мнение, почему ты так думаешь? т.е. ребенок может иметь свое мнение, но не понимать, что это такое, а мама ему показывает – это твое мнение и мы к нему прислушиваемся;
- спрашивать мнение по поводу каких-то ярких событий, где нужно делать выводы, чтобы ребенок задумался, а есть ли у него мнение и почему оно такое – например, мальчишки на перемене подрались, кого-то наказали, кого-то пожалели, пусть ребёнок расскажет, согласен ли он с происходящим и что думает по этому поводу.
Нужно обязательно подключать логику, помогать ребенку развивать мысль – почему, зачем, а ты как думаешь? Для детей постарше приводить контраргументы, учить отстаивать свою точку зрения.
-
подмена понятий, когда ребенок подменяет собственное мнение желанием и родители этому потакают;
Пример! Ребенок вместо котлет хочет конфет, и говорит, что этого его мнение, которое положено уважать. Родители не должны вестись на такую манипуляцию и «мнение», ибо это прямой путь к избалованности и «хочу» любой ценой!
- не умение вовремя остановить ребенка – малыш, а тем более дошкольник, может что-то доказывать азартно и эмоционально, это хорошо, но главное, вовремя его остановить, пока дело не дошло до истерики, для холерика это пара минут времени;
-
нет полного табу на некоторые вещи, которые касаются безопасности жизни;
Пример! Ребенок хочет плавать без надувного круга или лазить по крышам, при этом аргументировано отстаивает свою точку зрения – я учусь плавать, развиваю ловкость и т.д. Родители должны твердо сказать нет и пояснить – пока ты маленький, некоторые решения принимаем за тебя мы, без учета хочешь ты или не хочешь.
- не замечают точку зрения, основанную на деструктивных эмоциях – зависти, гневе, тщеславии, ненависти, например – мне надо, потому что точно такое же есть у Пети.
При формировании собственного мнения у ребенка важно замечать, чтобы это не привело к категоричности или полному отсутствию точки зрения на какое-то событие, две опасные крайности.
Полезно пояснять, что мнение может и должно меняться, это нестрашно, главное, всегда иметь аргументы, почему так считаешь. Приводить примеры, что мнения бывают разными, потому что вообще мир разнообразный.
Собственное мнение ребенка – это его реакция на окружающий мир, отражение его знаний, мыслей.