Научить дошкольника ставить цели – довольно сложная задача в силу его возраста и психоэмоционального развития. Родителям предстоит действовать грамотно и очень аккуратно, сначала уяснить многие вещи для себя.
Например, что можно считать целью и как ее отличить от обычного задания, как сфокусировать внимание ребенка, что делать, если цель не достигнута.
Психологи в этом вопросе советуют родителям выделить на три ключевых блока – кто, как и зачем, которые помогут научить ребенка ставить цели.
- активным и взрывным холерикам важно четко поставить цель, которую можно достигнуть в кратчайшее время, иначе ребенок потеряет интерес;
- спокойным и не азартным флегматикам и меланхоликам полезно прожить с целью некоторое время, внутренне принять ее и только лишь потом делать шаги к достижению;
- оптимистичным и подвижным сангвиникам лучше раздробить цель на несколько маленьких побед, чтобы они не потеряли нить и не увлеклись чем-то другим.
Так, для маленького флегматика полезны слова «успеешь, можно и потом», его не надо поторапливать, для холерика же потом – это синоним неважно, его мотиваторы «скорее! надо! срочно!». Флегамтик и меланхолик могут ходить в бассейн ради того, чтобы научится плавать для поездки на море на следующий год, а холерик ради того, чтобы на ближайших соревнованиях победить в своей группе.
Конечно, для дошкольника цель формируют родители (ставят или мягко подводят к ней). И чтобы ребенок видел, что это именно цель, а не задание, при постановке важно придерживаться простых правил.
Во-первых, брать цель с практической привязанностью. Убраться в комнате – это не цель, а задание (завтра опять будет беспорядок), а научиться читать – это цель, в дальнейшем можно читать интересные книги.
Во-вторых, предусмотреть, чтобы победа была не абстрактная, а почти осязаемая, вещественная – грамота, медаль, какой-то навык. Например, на платформе Kids Smart для мотивации детей к учебе используются достижения, медали и дипломы. Купить красочную книгу и сказать, что скоро малыш сам ее сможет читать перед сном, сколько захочет, а мама будет слушать, но для этого надо научиться читать, выучить буквы.
Взрослые обязательно должны хвалить ребенка, когда видят, что он действительно приложил много усилий для достижения цели, помогать ему в этом.
Важный момент – периодически проговаривать ребенку, что он молодец и достиг цели, напоминать, как это было сложно, через что пришлось пройти. У дошкольника повышается самооценка, появляется уверенность в собственных силах, успех - окружающие признают, что он победитель.
Даже у взрослых не всегда получается ставить цель и тем более ее достигать, что говорить про маленького ребенка!
- подчеркивать только положительные моменты происходящего;
- давать легко выполнимые задания, чтобы привить малышу вкус побед;
- предварительно оценивать цель – сможет ли ребенок ее достичь вообще, помогать и контролировать процесс.
Учить ставить и достигать цели нужно еще в дошкольном возрасте, чтобы к семи годам ребенок уже имел представление об этом. Понимал, что такое терпение, усилие, настойчивость.
И, все же, психологи напоминают: целеустремленный ребенок – это отлично, но намного важней, чтобы достижение цели не стало смыслом жизни.