Удивительно, но факт – в то время, когда горячо любимый ребенок-дошкольник остро нуждается в похвале, родители чуть «отпускают вожжи», фокусируясь на других моментах воспитания.
Почему такое происходит, надо ли хвалить ребенка и за что конкретно? Обо всем чуть подробнее.
Педагоги отмечают, что именно на дошкольные годы приходится меньше всего похвалы.
Если до трех лет малыша закармливают похвалой буквально за каждое действие: узнал маму – молодец, доел кашку – умница, поделился игрушкой – спасибо, школьника начинают хвалить за конкретные действия – оценка, выученный стих, правильно решенный пример. С дошкольником все сложнее.
Во-первых, ребенок с трех до семи лет развивается, активно осваивает все новое, но для многих родителей достижения выглядят не так ярко на фоне первых лет жизни. Первое слово или первый шаг производит бо́льший эффект, чем выученный стишок.
Во-вторых, ребенок уже начинает включаться в жизнь семьи, помогать в решении бытовых вопросов (накрывать на стол, позвать папу к телефону, убрать за собой игрушки), что естественно и за это не всегда требуется отдельная похвала.
Наконец, 3-7 лет – это время безудержной и безотчетной активности, поэтому ребенка чаще ругают за беспорядок, шум, сломанные вещи.
Между тем, именно с трех до семи ребенку крайне необходима похвала.
Взрослые обязательно должны хвалить ребенка, причем делать это довольно разнообразно.
- вербальной и невербальной – слова, конфета, кивок, поглаживание, объятие;
- конкретной или обобщенной – «спасибо, что подержал дверь» или «молодец, в садике вел себя хорошо»;
- протяженной по времени или мгновенной – «какой ты молодец, что прошлой зимой научился плавать в бассейне».
Важно! Похвала ни в коем случае не иметь продолжения с оттенком укоризны, сравнения – «ты, конечно, умница, но два раза запнулся в стихе».
Также похвала может быть объективной и необъективной, важен сам факт.
- достиг чего-либо, освоил новый материл, навык;
- приложил усилия для какого-то дела (неважно, получилось оно в итоге или нет);
- выполнил задание;
- прислушался к словам взрослых и в следующий раз сделал, как просили;
- пересилил себя и сделал что-то выдающееся именно для себя (спокойно сидел 5 минут, съел лук в супе);
- проявил общечеловеческие качества (вежливость, сочувствие, заботу и т.д).
Хвалить нужно везде, где ребенок прикладывает умственное или физическое усилие, превосходит свои предыдущие результаты, за стремление и желание что-то сделать.
- слова похвалы должны быть адресованы лично ребенку, чтобы он их слышал;
- хвалить можно эмоционально утрировано, но всегда искренне и честно;
- соотносить реакцию на событие, т.е. похвальные слова со сделанным;
- хвалить вне зависимости от общих обстоятельства - наказан ли сейчас ребенок или у мамы болит голова;
- важно через некоторое время напомнить, что ребенка хвалили, например, рассказать о произошедшем папе, бабушке.
Излишняя похвала несет за собой свои проблемы, но, все же, когда речь идет о таком нежном сознательном возрасте 3-7 лет, лучше перехвалить, чем недохвалить. Поэтому больше общения с ребенком, внимательных наблюдений за ним и, конечно, добрых слов!