Иногда фонтан бесконечных «почему» вдруг иссякает, и ребенок 5-6 лет, от природы неугомонный и любознательный, теряет желание узнавать что-то новое. Становится апатичным, равнодушным к окружающему миру. Это тревожный сигнал для родителей, им необходимо срочно пробудить любознательность ребенка! Но как это сделать, если маленький человек вообще ничего не хочет узнавать и его ничем невозможно заинтересовать?
На заметку. Любознательность – внутренняя потребность человека самостоятельно узнавать окружающий мир.
В детской психологии и дошкольной педагогике есть несколько приемов, которые помогут вывести ребенка из «спящего» состояния.
Для начала важно понять, что же явилось причиной потери любознательности, почему ребенок вдруг утратил интерес ко многим вещам.
- кризис 7 лет (у некоторых детей он может наступить в 5-6 лет), когда ребенок переосмысливает свое положение в мире, перестраивает принципы взаимодействия с окружающими;
- потеря интереса из-за переизбытка информации и навязчивости родителей;
- неспособность родителей удовлетворить или подогреть интерес ребенка;
- ребенок не чувствует ценность полученных знаний, не видит области их реализации.
Если родители четко понимают, в чем проблема, они могут самостоятельно, без привлечения психолога пробудить любознательность ребенка.
Родители должны уяснить – во всех случаях потери любознательности, кроме кризиса семи лет, работа над ее возвращением лежит на плечах взрослых. Ребенок не может «включить» интерес к окружающему миру, но может развить или вспомнить, как это здорово.
Простые и надежные правила общения с ребенком 5-6 лет, которые пробудят детскую любознательность:
Вовлеченность
Родители не должны самоустраняться, какими бы настойчивыми и даже назойливыми ни были вопросы ребенка. Надо обязательно отвечать на все «почему», показывать свою личную заинтересованность этим вопросом.
Поощрение и поддержка
Полезно хвалить ребенка, отмечать его уровень знаний, постоянно говорить – молодец, умница, хорошо, что ты запомнил/увидел/приметил/сравнил. Ребенок должен чувствовать родительскую гордость за его успехи, знать, что взрослые одобряют его тягу к изучению нового и всячески способствуют этому.
Также необходимо учитывать еще несколько способов для пробуждения любознательности:
Создание условий
Ребенок получает информацию из разных источников и чем разнообразнее они будут, тем лучше. Книги, игры, картинки, развивающие занятия (например, задания и игры для детей 5-6 лет, которые вы можете найти на нашей платформе), ответы на вопросы, разговоры со взрослыми – для ребенка важен каждый источник.
Актуальность информации
Идеально, если ребенок сразу видит практическую приложимость полученных знаний, например, наблюдает за дождем и тучами, пробует воду в море, поливает цветы.
Дозированность
Любознательность – внутренняя потребность, и у всех людей она разной силы. Нельзя перегружать ребенка и давать больше информации, чем он способен переварить на данный момент, больше, чем ему сейчас надо.
Потеря любознательности – серьезный симптом, который нельзя игнорировать. Через познание окружающего мира ребенок осваивает новое, расширяет кругозор, нарабатывает эрудированность, развивается. Поэтому очень важно вовремя заметить равнодушие и скорректировать общение с ребенком, открыть для него интересный мир.