В вопросах самостоятельности ребенка некоторые родители проявляют удивительную нелогичность. С одной стороны, они искренне верят, что воспитывают сильную и независимую личность и им не придется до старости складывать за любимым чадом одежду и напоминать о чистке зубов. С другой стороны, всячески способствуют лености и инфантильности ребенка.
Как воспитать в ребенке самостоятельность и, вообще, как это применимо к малышу дошкольного возраста?
Под самостоятельностью понимают способность ставить цели и достигать их, независимость от мнения и действий других, умение принимать решения и нести за них ответственность. Естественно, это абсурдно для малыша 3-6 лет в силу возраста и его полной зависимости от родителей.
- умеет убирать за собой (одежда, посуда, игрушки);
- без напоминания моет руки, чистит зубы;
- сам одевается и раздевается, ест без помощи родителей;
- в состоянии увлечь и развлечь себя.
Ни о какой ответственности, целях и ее способах достижения не может быть и речи! Самостоятельность для дошкольника – это насколько ребенок может выполнять привычные и знакомые действия без помощи родителей.
Есть несколько базовых принципов в общении и воспитании ребенка младшего возраста, которые, в том числе, способствуют появлению навыка самостоятельности.
Начать с себя
Первое, на что должны обратить внимание родители – это собственное поведение. Бессмысленно упрекать ребенка, что он не собрал игрушки или бросил одежду на пол после прогулки, если он видит беспорядок в квартире.
Важно! Родители – главный ориентир в поведении для дошкольника!
Приучать к порядку следует только собственным примером. Например, после прогулки нарочито долго и показательно расстегивать и снимать куртку, снимать ее, аккуратно вешать, красиво ставить обувь. Всем своим видом показывать, что это важное занятие, постепенно вовлекая ребенка в это и формируя у него правильный навык.
Право на ошибку
Позволить ребенку совершить небольшую ошибку – промочить ноги, сломать игрушку, попробовать горчицу, чтобы малыш убедился: принятое им решение было не лучшим. При этом, естественно, поддержать ребенка, не ругать и не показывать свое превосходство «а я же говорила!».
Важно дать понять ребенку 5-6 лет, что ошибаться могут все, это не беда, главное, сделать правильные выводы – лучше гулять с мокрыми и холодными ногами или сухими?
Режим
Соблюдение режима и распорядка дня крайне способствует развитию самостоятельности.
Ребенок уже в 3-4 года отлично знает, то утром надо умываться, перед обедом мыть руки, после развлечений сложить игрушки. Задача родителей – мягко направить малыша, затем похвалить за самостоятельность. Ребенок будет гордиться своими маленькими подвигами и стараться освоить что-то новое, перейти на другой, более сложный уровень.
Самостоятельность – навык, который можно и нужно развивать. Это забота и работа родителей, их ежедневный кропотливый труд. Через соблюдение режима дня, порядка, гигиену и умение что-то делать самому, в дальнейшем ребенок научается принимать решение и нести за них ответственность, быть независимым от других.
Именно так, посредством обычных и привычных вещей в ребенка закладываются важнейшие принципы и навыки.