Не так давно мы уже рассказывали вам с какого возраста можно давать ребенку деньги. Сегодня поговорим о том, как объяснить детям, что такое финансы и откуда они берутся.
Напрасно родители беспокоятся, думая, как бы попроще и понятнее объяснить ребенку про деньги. Это неотъемлемая часть нашей жизни, и ребенок, так или иначе, какое-то собственное представление об этом имеет.
И все же задача родителей – дать правильное представление о деньгах, пояснить их ценность, значимость, воспитать уважение к труду.
К примеру, ребенок даже самого маленького возраста часто слышит разговоры взрослых про то, куда потратить деньги и откуда их взять, знает, что в магазине есть касса, видит монеты или купюры дома, папа ходит на работу, чтобы в семье были деньги, знает, что банковскую карточку нельзя трогать и т.д.
Потом он сталкивается с этим понятием и сам: видит в мультиках, замечает, что какие-то приложения в смартфоне платные (или в игре нужен донат), понимает, что игрушки в магазине не раздают бесплатно – за них нужно платить.
Поэтому самой проблемы – ввести в обиход ребенка понятие деньги, нет. Есть сложности с пояснением ценности денег и их роли в жизни.
Уже с трех-четырехлетнего возраста ребенку можно объяснять про роль денег в жизни и их ценность. Не все сразу, но постепенно и желательно на конкретных примерах, чтобы деньги не были чем-то абстрактным.
- деньги нужны для того, чтобы у тебя было все необходимое, ты ни в чем не нуждался;
- деньги – это труд, ты получаешь их только за работу, и здесь же провести корреляцию между хорошо сделал – много получил;
- деньги не берутся ниоткуда – это вопросы государства, своеобразное спасибо за труд;
- виртуальные и реальные деньги имеют одинаковую стоимость и ценность, и важно соотносить траты (купить уровень в игре – это лишить ужина семью);
- денег ограниченное количество и важно уметь ими правильно распоряжаться, есть приоритеты (еда, тепло в квартире и крыша над головой, бензин, одежда, отпуск), а есть приятные, но бесполезные траты.
Кстати! Уместно упомянуть про счет за электроэнергию, текущую в кране воду и недоеденный обед – все стоит денег!
Здесь же подчеркнуть про рациональный подход к деньгам: сначала важное и необходимое, а потом удовольствия. Мама может наглядно показать ребенку – вот сколько денег я отдала за продукты, осталось совсем чуть-чуть, и ты можешь выбрать что угодно, но только что-то одно в пределах (примерно) 100 рублей. Так ребенок быстрее научится ставить приоритеты, узнает, как копить деньги, научится считать.
Родителям стоит проговаривать и объяснять многие моменты в книгах или мультиках, где речь идет о деньгах, чтобы малыш все понял правильно, так, как надо.
- история про Буратино и 5 золотых монет – здесь подчеркнуть опасность легких денег, желание наживы за просто так, вероятные случаи мошенничества;
- желания девочки из рассказа «Цветик-семицветик» - не всегда материальное лучше, вкуснее и интереснее моральных принципов;
- Скрудж Макдак или Кащей – высмеять жадность, скопидомство, скупердяйство + большое количество денег не делают человека счастливым.
Важно, чтобы ребенок вынес простые истины - не кичиться количеством денег, дружбу не купишь, деньги – дело наживное и т.д.
До школьного возраста достаточно теоретических знаний про деньги, в 7-8 лет можно начинать практику: давать карманные деньги (на шоколадку или мелкую игрушку), при этом мягко корректировать траты ребенка.