Пока родители думают, как бы поделикатнее познакомить ребенка с деньгами, малыш уже вовсю самостоятельно осваивает финансовую культуру. И важно, чтобы у него сложилась правильные понятия о деньгах, их ценности и роли в жизни.
Поэтому вопрос: стоит ли давать деньги не так актуален, гораздо важнее – как это правильно делать?
Родителям предстоит выстроить систему знакомства с деньгами так, чтобы ребенок постепенно вникал в тему, улавливал самое важное на данном этапе своего развития.
- есть понятия платно и бесплатно, например, на трамвае проезд платный, а на своей машине условно бесплатный, в магазине продукты платные, в холодильнике условно бесплатные;
- деньги нужны и их надо зарабатывать (папа ходит на работу, чтобы у нас были финансы на еду, игрушки, одежду);
- мама и папа стараются, чтобы малыша денежные вопросы не беспокоили, у него всегда будут деньги.
Это вводный курс в финансовую культуру, рассказ о том, что вообще-то в мире есть деньги, их нужно зарабатывать.
В этом возрасте важно дать понимание, что деньги – это не просто бумажки или цифры в смартфоне, это определенная ценность.
Кстати! Счет дети лучше всего осваивают на деньгах! Идеальный вариант научить считать десятками!
На привычных ребенку покупках объясняется номинал и практичная приложимость: сто рублей – это два мороженного, или одна маленькая машинка, или вкусный салат на ужин, три машинки равно одному походу в Макдональдс и т.д. Ребенок будет понимать, что значит рубль, сто, тысяча.
Это уже довольно сознательный возраст и ребенок должен понимать, что есть пустые траты денег, а есть полезные, что между машинкой и хлебом выбора не должно быть.
В этом же возрасте можно поручать ребенку первые покупки, чтобы он привыкал к деньгам, к их тратам.
Первоклассник уже должен знать, что деньги даются тяжелым трудом, у семьи много обязательных трат, есть семейный бюджет и каждый член семьи должен учитывать интересы и возможности другого. Буквально – если ты потратил деньги вместо обеда на игровые автоматы, будешь голодным.
Такое, с градацией по возрастам знакомство с финансами выглядит логичным и выстраивается в понятную парадигму у ребенка, без перегибов и страхов.
Известный педагогический прием «выбор вне выбора» поможет родителям на первых парах контролировать ситуацию ребенок + деньги. Делается он просто!
Мама дает ребенку условные 100 рублей и говорит – это тебе 50 рублей на проезд, остальное на мороженое или сок, пока гуляешь (шоколадку или булочку в школе, детский журнал, небольшую игрушку или автоматы в магазине). По сути, она дает ребенку какие-то наличные на дело и позволяет потратить сдачу, но при этом четко говорит, чтобы ребенку хотелось.
Если ребенок может потратить деньги на что-то запрещенное, хорошо определить круг покупок еще четче - помнишь, у тебя есть твои карманные деньги, что помочь тебе купить: игрушку или мороженное?
Полезно научить ребенка копить. Например, подарить тысячу рублей за хорошее поведение и предложить – давай отложим на аквапарк или Турцию? Потом обязательно проговорить этот момент – молодец, это потому, что ты не потратил деньги на ерунду!
В целом, знакомство с деньгами не выглядит какими-то отдельными уроками, это часть общения внутри семьи, участие в семейных делах.
Если вам было интересно, то советуем прочитать нашу статью о том, как объяснить ребёнку что такое деньги.