Примерно к трех-четырехлетнему возрасту ребенок отрывается от мамы начинает осознавать себя как личность, как отдельного самостоятельного человека, у него появляется свое мнение, он начинает ставить цели. И естественно, у него преобладает эгоцентризм, малыш просто уверен, что он – это самое главное и ценное на земле! Это сразу отражается на поведении, отношении к другим.
Заметили это? Значит, наступило время нравственного воспитания, сложного и долгого процесса, где особое значение имеют первые сознательные годы ребенка.
4-6 лет - крайне важный возраст для нравственного воспитания, создания моральных и этических ориентиров, которыми ребенок будет руководствоваться в жизни. Задача родителей и близких – правильно подготовить малыша, заложить крепкий фундамент, направив эмоции в нужное русло. Ребенок должен уметь пожалеть птичку, всплакнуть над мультиком, понимать, что домашние животные не всегда выдерживают детские ласки. И родители не должны ограничивать его в этих эмоциях, напирая на устои общества «не плачь, ты же мужчина» и т.д.
Нравственное воспитание – это воспитание определенной модели поведения и сознания, которая нацелена на правильную адаптацию ребенка в социуме и развитие моральных качеств.
Модель поведения может корректироваться в зависимости от религиозных или нравственных убеждений родителей, но в целом есть общие и обязательные черты.
Часто родители испытывают проблему – с чего начать и что именно нужно пояснять ребенку? На деле все оказывается просто: ребенок познает многогранный мир во всех его проявлениях, а родители поясняют эмоции и закрепляют их, при необходимости чуть корректируя.
- объяснять, что есть и другие люди и они тоже ценны, с их мнением нужно считаться, не быть эгоистом;
- стараться развивать и поддерживать чувство эмпатии, умение поставить себя на место другого, сопереживать, сочувствовать, симпатизировать;
- культивация семейных ценностей – уважение старших;
- взаимопомощь и выручка;
- знакомство с понятиями честность, дружба, искренность;
- уметь выражать эмоции и выражаться посредством эмоции.
В качестве методики можно взять следующий принцип – знакомство с какой-либо эмоцией или понятием, а затем закрепление этого в совершенно разных областях и ситуациях реальной жизни.
Посмотрели мультик или почитали книгу, мама обратила внимание на какой-то момент и пояснила, т.е. провела воспитательную работу. И сразу же, пока ребенок не забыл, закрепить эту эмоцию в привычной обстановке. К примеру, «давай поможем бабушке перейти дорогу», «смотри, малыш уронил варежку, давай поднимем и вернем ему», «покормим птичек» и т.д.
Важно на мелких примерах всегда акцентировать внимание ребенка на воспитании, чтобы малыш ощущал себя действующим в мире, знал, что от него что-то зависит и он в силах сделать кому-то жизнь лучше.
Нравственному воспитанию способствуют народные сказки, мультики, детские фильмы и книги признанных мастеров. Кроме этого, ребенок каждую минуту получает какой-то нравственный урок от родителей. Поэтому мама, папа и близкие люди должны быть максимально аккуратны в своих поступках, эмоциях, суждениях. Дети впитывают все, не разбирая, что хорошо, а что плохо, но, в первую очередь ориентируются на родителей.
Нравственное воспитание — это постоянный и непрерывный процесс, протяженностью во всю жизнь. Начинается к 4-5 годам, в общих чертах формируется к 6-7, затем продолжается всю жизнь и выражается через поступки и мировоззрение.